Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои
идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во
фр. оказало разв. фил в Англии  в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также
огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания.
Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер.
физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона,
Эйлера, Лапласа, Лавуазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют
естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Два
основных направления: материалистический деизм (Вольтер, Руссо,
Монтескье) и критика теоретических основ деизма на базе
материалистического естествознания (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри).
Основные идеи - свобода, равенство. Проблема хода исторического
процесса и роли личности в истории. Проблема влияния окружения на
формирование личности. Изначально все равны, а отличия определяются
только воспитанием  и условиями жизни.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при
этом признает существование бога-творца.правда, это скорее неотделимый
от природы принцип действия.Критикует дуализм, говорит, что душа и
мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул
принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения
и опыт. Говорил, что есть некие конечные причины, и опыт говорит о
существовании высшего разума, архитектора вселенной.

Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце
жизни - республика. Считал, что деление общества на бог и бед
неизбежно. Боролся против религиозного фанатизма. Ход истории не есть
воля божества, а изменение идей.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание ---
сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи.
Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного
договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится
роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная
конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой
подчинено развитие и общества,  и природы.

Природа. Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в
общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием,
Дидро, Гольбахом.
Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с
движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой
корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к
чувствительности или к ощущению.
Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши
ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным
в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое
же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал человека
как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его
мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с
элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и
роль выдающихся личностей.

Л. лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного системат.
развития. Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал
Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное его произведение -
"Система природы", в написании которой приняли так же некот участие Дидро,
Нэжон.
В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл
формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих
вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя
с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми,
случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости
распространяется и на человека. Материя  состоит из неизменных и
неделимых атомов, свойства которых --- протяженность, вес, фигура,
непроницаемость.

Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных
постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ.
масс, благодаря кот. тела переносятся с одного места на другое; 2.
внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.
Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том,
чтобы
действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков),
ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть
необход. способ сущ. материи

Законы причинной связи также универсальны, как универс св-во движения в
природе. Над всеми связями причин в прир. господствует строжайшая
необходимость. Случайность отрицается. В вихре пыли поднятом ветром, нет
ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр.
причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и
беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь
нашу оценку ситуации. Случайность есть лишь явление, причины которого
нам неизвестны. Ход истор процесса - мнения правят миром, основная роль
принадлежит законодателям. Путь к освобождению людей --- в просвещении.

Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784).
Прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о
бытии, психологии, теор. познания. Материалист. сочинения : "Племянник
Рамо". "Разговор Даламбера с Дидро", "Сон Деламбера".
Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли  все
изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и
умирает. Глубже всех понимал природу движения, различая внешнее
(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).
Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом
движение и формами его существования пространство-время.

Особое внимание Д. привлекала проблема мат. истолкования ощущений. Как
мех движ мат частиц может порождать специф содержание ощущений? Есть 2
ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития мат как
нечто качественно новое 2. способность, аналогичная ощущ. присуща всей
материи. Д. был сторонником 2 мысли.
Д.  наметил теорию о псих функциях. Наши чувства - клавиши по которым
часто ударяет окр нас природа и кот сами часто по себе ударяют. Отсюда
следует, что  человек заключает в своей организации нечто
автоматическое. Этот автоматизм не лишен одушевленности и предполагает
лежащую в основе всей мат способность ощущения.

Признание сущ. независимого от созн вн мира, а также призн способности
ощущ. отражать свойства вн вещей не означает однако будто ощущ есть зерк
копии предметов. По Д. между большинство ощущ и их причинами не больше
сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Д. различает в
вещах первичные качества (сущ в самих вещах и незав. от сознания) и
вторичные (заключающиеся в отношении предмета к др вещам или к ним самим)

Гносеология. источник знаний --- внешний и внутренний мир. Они
познаваемы. Увидели необходимость чувственного и рационального
момента в познании. Чувство 0- свидетельские показания, разум есть
судья. Он не должен отрываться от ощущений, но и не должен
безоговорочно им доверять.Методы познания --- наблюдение и эксперимент.
Суждение, понимание --- далее. Все знания приходят через опыт, переход
от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

Человек и общество.  В учении о обществе отстаивают детерминизм, т.е.
учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может
быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отнош. к
обществу. Необх человеческих действий нисколько не исключает возможности
вменения и правомерности наказания. Общество наказывает за преступл т.к.
они вредны. Кроме того это способ предотвр. преступлений в буд. К тому же
никакое усмотрение необходимости соверш чел действий не уничтожает чел
чувств, и стало быть, не уничтож. самодеятельности, т.к. чувства есть
главные побудители к действию.

Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Чел движим
стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Но так как чел
способен сравнивать удов. и выбирать наибольшие, а также способен ставить
цели то для него возможны правила и понятия о действиях, леж в основе
нравственности.
Предпочтения засл умственные удовольствия как более прочные, длительные и
более зависящие от самого человека.

Нуждаясь в помощи других чел должен в свою очередь делать полезное для
др. Так образуется общий интерес, от кот зависит частный интерес.
Правильно понятый личный интерес необходимо ведет к нравственности.
В силу общественного договора мы должны делать то, что мы желаем, чтобы
они для нас делали. При этом вытекающие из общ. договора имеют силу по
отнош. ко всякому чел.

Не сущ такого образа правления, кот. вполне бы удовлетворял требованиям
разума. Средство избавления от недостатков Просветители видят в
просвещении. общества.  Гельвеций считает целью воспит переделку
первоначального самобытного склада личности. Гольбах - видит в человеке
существо из кот воспитанием можно сделать все, что угодно.

Доказывают незав. этики от религии и возможность сущ высоконравственного
общества атеистов.
Движ сила челов действий - эгоизм, или личный интерес. Основанием
нравственности служит опыт, нравственного чувства не сущ. Когда кажется
что люди стремятся к добру , в основе этого лежит прав понятый л. интерес.
Критерий нравственности и ума - польза. Это относится и к обществу в
целом. Тот кто приносит пользу - честный смелый добродетельный.
Добродетель есть желание общего блага.
Так как влияние законодательства на общество очень велико, то вопрос о гос
строе - важен. Различия между народами обусл. прежде всего полит строем.
Гельвеций - только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу
всего общества, а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям.