1.Мировоззрение,сруктура,осноыные типы
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы бывают:
• Идеологические
• Социально-политические
• Художественные
Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:
• Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
• Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
• Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
• Консолидирующая – служит объединению людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
• Иудаизм (7 в. до н.э.)
• Буддизм (5 в. до н.э.)
• Христианство (1 в. до н.э.)
• Ислам (7 в. н.э.)
2.Философия как особый тип мировоззрения
философия сложилась как форма мировоззрения 2,5 тыс. лет назад. Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:
1) Онтология/метафизика (учение о сущем)
2) Гносеология (познание)
3) Аксиология (учение о ценностях)
4) Социальная философия (учение об обществе)
5) Этика (учение о морали)
6) Философская антропология (учение о Человеке)
В ХХ в. из философии вышли такие науки, как : логика, эстетика; а во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как – философия науки, философия природы, философия техники.
Самый главный вопрос философии– «Что такое сознание и что такое материя? Что первично – материя или сознание?».
Решая основной вопрос философии необходим методологический аппарат, чему способствует некоторые ее функции:
• мировоззренческая (определяет человека и его место в мире)
• методологическая (‘методос’– путь, исследование; выражается в выработке определенных категорий, играющих принципиально важную роль)
• познавательная (выражается в стремлении объяснить рациональным путем то, что нельзя проверить)
• интегротивная (соединение научных знаний и решение проблем научным путем)
• культурологическая (философия образовывает человека)
• этическая (выражается в устанавливании норм поведения; формировании системы ценностей человека)
Основные течения философии:
1) Материализм (первична материя) -может быть:
• Наивный
• Антропологический
• Вульгарный
• Диалектический
2) Идеализм (первично сознание) – может быть:
• Объективный – начало всего сущего – Бог (Платон, Гегель, Соловьев)
• Субъективный – мир следует рассматривать через призму отдельно взятого субъекта (Юм, Беркли)
Представление о преобладании идеального (сознания) возникает вследствие определенных мировоззренческих установок, когда особое место отводится духовным процессам. Материалисты основываются на отражении в сознании людей объективно-существующего мира.
3.Философские учения древней индии
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
Древняя Индия
• Индуизм
Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями - Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.
‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.
Брахман – воплощение объективного мира.
Атман – субъективное начало (Человек).
Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.
Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.
Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.
Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:
1) Йога
2) Ньяя (логика)
3) Вайшешика (космология)
• Буддизм
Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.
Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.
Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.
В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:
• Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)
• Две причины страдания:
- сансара, движение дхарм
- желание удовлетворить свои чувства
• Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания
• Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)
Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:
1. истинная вера
2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/
3. истинная речь /отказ от лжи/
4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/
5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/
6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/
7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/
8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/
Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.
Основные характеристики Древнеиндийской философии:
1. космоцентризм
2. идеализм
3. концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана)
4. недеяние и самоуглубление
4.Философская мысль древнего Китая(Даосизм,конфуцианство)
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
Древний Китай
• Даосизм
Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы.
Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения.
Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики.
В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао.
Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). Философия чиновников заключается в том, чтобы помочь Императору довести Дао до людей и таким образом предотвратить социальные конфликты.
• Конфуцианство
Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера.
Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом.
Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:
• Любовь к людям
• Справедливость
• Искренность
• Любовь к родителям
Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные.
В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель.
Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.
Общие черты философии Китая:
• Антропоцентризм
• Космоцентризм
• Культ Неба
• Принципы Недеяния и Стремления к Гармонии
• Идеализация Древности
5.Учение о первоначале в древнегреческой натурфилософии. Учение о семенах вещей Анаксагора. Атомизм Демокрита.
1. Первая философская школа называется по названию города, в котором зародилась – Милетская Школа (VI в. до н.э.). Представители:
Фалес (основатель)
Анаксимен
Анаксимандр
Единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон («беспредельное»). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, - сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом.
Анаксимандр считал основой всего сущего апейрон (беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить). Апейрон активен, он постоянно находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Апейрон выделяет тепло и холод. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Все животные (в т.ч. человек) произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей. Анаксимандр ввел в практику солнечные часы.
Анаксимен считал началом всего сущего воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей, камнем и т.д. Душа также состоит из воздух. Даже боги состоят из воздуха – он первичен.
Пифагор (6 в. до н.э.) тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что «все сеть число». Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизационного человека.
Учение Анаксагора о семенах вещей
Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".
Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.
Основателями атомистической школы являются Демокрит. Атомисты предположили, что веществ, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). То или иное тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, соответственно конечный объем имеет и составленное из атомов тело. Атомы разделялись по четырем признакам:
по форме (треугольник, крючок, сфера)
по величине (большие и маленькие)
по положению (вертикально и горизонтально).
Каждый атом неизменен, его невозможно уничтожить, поэтому мир уничтожить невозможно. Атомы находятся в постоянном движении:
хаотическое перемещение
вихревой поток
испарение предметов космоса
По их мнению, самая правильная форма организации государства (общества) – это демократия, при условии, что все граждане принимают участие в написании законов
6.Этический рационализм и диалектика Сократа.
ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.
Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность - правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение - этический рационализм.
Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы ('космоса'). Но для Сократа все было наоборот. Он служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению - познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.
ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА.
Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.
Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».
Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.
Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.
7.Философское учение Платона об идеях и душе.Социальная утопия Платона.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (Академия платоновская). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.
Мир идей вечен и неизменен.
Бог = Демиург = Творец создает с помощью идей мир вещей так же, как человек создает какую-то вещь. Мир идей – это сверхчувственный, неизменный и вечный мир. Теория познания Платона была построена на том, что необходимо раскрыть эти идеи, их можно сделать, заставив душу «припомнить» эти идеи, которые она до рождения видела.
Всего Платон делит души на три категории:
• Разум
• Страсть
• Вожделение (чувственное начало)
Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Все это называлось идеальным государством.
Формы правления:
+ -
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Демократия Демагогия
Учение о душе и государстве
Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания).
8.Учение Аристотеля о материи и форме. Его социальная утопия
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.
Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи.
Соц.Утопия.
Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.
Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
Правильные формы: Количество правящих: Неправильные формы:
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинство Олигархия
Полития Большинство Демократия
Аристотель связывает определенное государственное устройство с принципами. Принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная.
9.Поиски нравственного идеала в эллинестической философии.
1. Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин.
2. Эпикурейство.
Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература).
Страдания – это страхи.
Душа – материальное образование, она смертна.
3. Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».
Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.
4. Неоплатонизм (Плотин /250 – 270 гг. н.э. / )
В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.
Единое Благо – начало всего
Ум – идеи и числа
Душа – все одушевленное
Материя
В эллинистический период особый интерес вызывал сам человек, субъект. Философия была призвана как-то сориентировать эллина (эллин – древний грек, живший в эпоху Александра Македонского) в мире все новых потрясений.
СТОИЦИЗМ. Как философское направление стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий
Считается, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. душа мира - это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание.
Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.
главные моменты стоической картины мира
1) Космос - это огненный организм;
2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;
3) смысл мира и человека - лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;
4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;
5) не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом
ЭПИКУРЕИЗМ. Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар.
Огнеподобность души - общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а
эпикурейцы - основу ощущений. У стоиков на первом плане - разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев - ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир - вот что для эпикурейцев представляет главный интерес.
1) все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;
2) человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;
3) мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное замыкается на чувственную жизнь;
4) боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире).
5) для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие
телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).
СКЕПТИЦИЗМ
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Бытие выступает во всем многообразии своей текучести (вспомните Гераклита): вроде бы и есть что-то определенное, но оно тут же исчезает.
1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; подлинная философия скептицизма - молчание;
3) следуйте "миру явлений", сохраняйте внутренний покой.
10.Специфика и основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сакрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).
Философия определяется следующим:
• библейским традиционализмом, ретроспективностью;
• особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета;
• тенденцией к назидательству, учительству;
• теоцентризмом - Бог в центре мира;
• креационизмом;
• субъективизмом.
В этот период утверждалась идея бессмертия души. Появились понятия: «Личный Бог», «Личная Любовь», «Индивидуальное бессмертие», «Грехопадение». Подлинная история – это история взаимоотношений человека и Бога. Бог заранее предрешает судьбу мира /провиденциализм/, Он – создатель всего /принцип креационизма/. Человек – это слепое оружие в руках Бога, он лишь выполняет божественную волю.
Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики.
Бог – высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека – в познании Бога, инструмент познания – душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие Бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который Бог не может вмешаться. Значит Бог не имеет отношения ко злу. Бог – абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло – отсутствие добра. Чем дальше человек от Бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле – основа волюнтаризма (воля – на первом месте, стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более популярным и доступным. Спасение - в руках человека (он волен выбирать добро).
«Град Небесный» и «Град Божий»
Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов.
Будущие граждане Божьего Града не имеют человеческой мудрости. Главная их черта — благочестие. Они понимают истинного Бога, ожидая в будущем высшей награды — права принадлежать к Божьему Граду в обществе святых и ангелов, поэтому они не основывают городов и государств — они странники на этой земле.
Но тогда возникает вопрос — так как история и конец обоих Градов предрешены — существует ли свобода воли у человека?
При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. Августин Блаженный является крупнейшим представителем эпохи патристики.
В самой патристике выделяется три этапа:
1) апологетика (II-III вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения, ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.
Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного сознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
2) классическая патристика (IV-V вв.), систематизировавшая христианское учение;
3) заключительный период (VI-VIII вв.), стабилизировавший догматику.
Схоластика представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития:
1) ранняя форма (XI-XII в.в.);
2) зрелая форма (XII-XIII в.в.);
3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома