answer

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » answer » Ответы всё в одном » 1-10


1-10

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

1.Мировоззрение,сруктура,осноыные типы
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
• житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.
Мировоззрение имеет следующие формы:
1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.
Мифы бывают:
• Идеологические
• Социально-политические
• Художественные
Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.
2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:
• Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
• Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
• Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
• Консолидирующая – служит объединению людей
Религиозные верования:
- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами  — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.
все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения
Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:
• Иудаизм (7 в. до н.э.)
• Буддизм (5 в. до н.э.)
• Христианство (1 в. до н.э.)
• Ислам (7 в. н.э.)


2.Философия как особый тип мировоззрения
философия сложилась как форма мировоззрения 2,5 тыс. лет назад. Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:
1) Онтология/метафизика (учение о сущем)
2) Гносеология (познание)
3) Аксиология (учение о ценностях)
4) Социальная философия (учение об обществе)
5) Этика (учение о морали)
6) Философская антропология (учение о Человеке)
В ХХ в. из философии вышли такие науки, как : логика, эстетика; а во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как – философия науки, философия природы, философия техники.

Самый главный вопрос философии– «Что такое сознание и что такое материя? Что первично – материя или сознание?».

Решая основной вопрос философии необходим методологический аппарат, чему способствует некоторые ее функции:
• мировоззренческая (определяет человека и его место в мире)
• методологическая (‘методос’– путь, исследование; выражается в выработке определенных категорий, играющих принципиально важную роль)
• познавательная (выражается в стремлении объяснить рациональным путем то, что нельзя проверить)
• интегротивная (соединение научных знаний и решение проблем научным путем)
• культурологическая (философия образовывает человека)
• этическая (выражается в устанавливании норм поведения; формировании системы ценностей человека)

Основные течения философии:
1) Материализм (первична материя) -может быть:
• Наивный
• Антропологический
• Вульгарный
• Диалектический
2) Идеализм (первично сознание) – может быть:
• Объективный – начало всего сущего – Бог (Платон, Гегель, Соловьев)
• Субъективный – мир следует рассматривать через призму отдельно взятого субъекта (Юм, Беркли)
Представление о преобладании идеального (сознания) возникает вследствие определенных мировоззренческих установок, когда особое место отводится духовным процессам. Материалисты основываются на отражении в сознании людей объективно-существующего мира.

3.Философские учения древней индии
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.

Древняя Индия

• Индуизм
Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями -  Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.
‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух  Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.
Брахман – воплощение объективного мира.
Атман – субъективное начало (Человек).
Важнейшее положение упанишад – это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.
Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.
Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.
Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:
1) Йога
2) Ньяя (логика)
3) Вайшешика (космология)

• Буддизм
Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.
Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о плохом, значит в следующей жизни он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.
Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.

В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:
• Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)
• Две причины страдания:
- сансара, движение дхарм
- желание удовлетворить свои чувства
• Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания
• Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)
Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:
1. истинная вера
2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/
3. истинная речь /отказ от лжи/
4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/
5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/
6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/
7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/
8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/

Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и полным освобождением от страданий.

Основные характеристики Древнеиндийской философии:
1. космоцентризм
2. идеализм
3. концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана)
4. недеяние и самоуглубление

4.Философская мысль древнего Китая(Даосизм,конфуцианство)
Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.
Философия и наука на Востоке до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.
Смыслом жизни в странах Востока является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.
Древний Китай

• Даосизм
Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы.
Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения.
Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики.
В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао.
Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). Философия чиновников заключается в том, чтобы помочь Императору довести Дао до людей и таким образом предотвратить социальные конфликты.

• Конфуцианство
Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера.
Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом.

Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:
• Любовь к людям
• Справедливость
• Искренность
• Любовь к родителям
Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные.
В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель.
Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.

Общие черты философии Китая:
• Антропоцентризм
• Космоцентризм
• Культ Неба
• Принципы Недеяния и Стремления к Гармонии
• Идеализация Древности


5.Учение о первоначале в древнегреческой натурфилософии. Учение о семенах вещей Анаксагора. Атомизм Демокрита.
1. Первая философская школа называется по названию города, в котором зародилась – Милетская Школа (VI в. до н.э.). Представители:
Фалес (основатель)
Анаксимен
Анаксимандр
Единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон («беспредельное»). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом, - сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом.
Анаксимандр считал основой всего сущего апейрон (беспредельное абстрактное вещество, которое нельзя определить). Апейрон активен, он постоянно находится в движении, благодаря ему все вещи рождаются и умирают. Апейрон выделяет тепло и холод. Мир возникает благодаря борьбе тепла и холода. Все животные (в т.ч. человек) произошли от рыб, которые появились под влиянием солнечных лучей.  Анаксимандр ввел в практику солнечные часы.
Анаксимен считал началом всего сущего воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем землей, камнем  и т.д. Душа также состоит из воздух. Даже боги состоят из воздуха – он первичен.
Пифагор (6 в. до н.э.) тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что «все сеть число». Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизационного человека.
Учение Анаксагора о семенах вещей
Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

Основателями атомистической школы являются Демокрит. Атомисты предположили, что веществ, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). То или иное тело состоит из определенного числа атомов, каждый из которых имеет конечный объем, соответственно конечный объем имеет и составленное из атомов тело. Атомы разделялись по четырем признакам:
по форме (треугольник, крючок, сфера)
по величине (большие и маленькие)
по положению (вертикально и горизонтально).
Каждый атом неизменен, его невозможно уничтожить, поэтому мир уничтожить невозможно. Атомы находятся в постоянном движении:
хаотическое перемещение
вихревой поток
испарение предметов космоса
По их мнению, самая правильная форма организации государства (общества) – это демократия, при условии, что все граждане принимают участие в написании законов

6.Этический рационализм и диалектика Сократа.
ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со  знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.
Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность - правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение - этический рационализм.
Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы ('космоса'). Но для Сократа все было наоборот. Он служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению - познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

ДИАЛЕКТИКА СОКРАТА.
Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа.
Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обычно человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой сложный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Сократ, когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».
Второй этап — ирония. Человек «цепляется» за свои иллюзии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократ считал иронию.
Третий этап — рождение мысли, душа порождает истину. Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.

7.Философское учение Платона об идеях и душе.Социальная утопия Платона.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (Академия платоновская). Идеи (высшая среди них — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.
Мир идей вечен и неизменен.
Бог = Демиург = Творец создает с помощью идей мир вещей так же, как человек создает какую-то вещь. Мир идей – это сверхчувственный, неизменный и вечный мир. Теория познания Платона была построена на том, что необходимо раскрыть эти идеи, их можно сделать, заставив душу «припомнить» эти идеи, которые она до рождения видела. 
Всего Платон делит души на три категории:
• Разум
• Страсть
• Вожделение (чувственное начало)
Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Все это называлось идеальным государством.
Формы правления:
+ -
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Демократия Демагогия

Учение о душе и государстве
Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Платон насчитывает помимо душ богов девять разрядов человеческих душ: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта и художника, ремесленника, софиста, тирана, а также души животных («Федр»).
Трем началам души — вожделению, пылу и рассудительности соответствуют добродетели: здравомыслие, мужество и мудрость. Их согласование дает справедливость как в отдельной человеческой душе, так и в государстве, которое устроено аналогичным образом: в нем трудятся ремесленники, их защищают мужественные воины, а управляют всем мудрые правители-философы («Государство»). Поэтому душа и государство равно образуются с помощью правильно построенного педагогического процесса: его граждане получают благодаря искусству грамоты, пения и игры на кифаре элементарное мусическое, а благодаря учителю гимнастики и врачу хорошее физическое воспитание, а лучшие по своим природным задаткам должны изучать военное и полководческое искусство, а также арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Венчает этот набор искусств диалектика, подводящая философов-правителей к постижению беспредпосылочного начала, или подлинного сверхсущего блага, (оно есть благо каждого отдельного существа, государства и мира в целом), и позволяющая им справляться с искусством законодателя и судьи. В отличие от них мнимые искусства, или негодные сноровки (рассмотренные в «Горгии») вредят телу (поваренное и косметическое искусства) и душе (софистика и риторика).
В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания).

8.Учение Аристотеля о материи и форме. Его социальная утопия
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». 

По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.
Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи.

Соц.Утопия.
Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.
Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).
Правильные формы:            Количество правящих:                      Неправильные формы:
Монархия                            Один                                                    Тирания
Аристократия                     Богатое меньшинство                        Олигархия
Полития                              Большинство                                       Демократия
Аристотель связывает определенное государственное устройство с принципами. Принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная.

9.Поиски нравственного идеала в эллинестической философии.
1. Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин.
2. Эпикурейство.
Очень часто учение Эпикура искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература).
Страдания – это страхи.
Душа – материальное образование, она смертна.
3. Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».
Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.
4. Неоплатонизм (Плотин  /250 – 270 гг. н.э. / )
В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.
  Единое Благо – начало всего
  Ум – идеи и числа
  Душа – все одушевленное
  Материя

В эллинистический период особый интерес вызывал сам человек, субъект. Философия была призвана как-то сориентировать эллина (эллин – древний грек, живший в эпоху Александра Македонского) в мире все новых потрясений.
СТОИЦИЗМ. Как философское направление стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий
Считается, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. душа мира - это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание.
Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.
главные моменты стоической картины мира
1) Космос - это огненный организм;
2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;
3) смысл мира и человека - лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;
4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;
5) не только отдельный человек, но и люди в целом составляют неразделимое единство с Космосом
ЭПИКУРЕИЗМ. Крупнейшими представителями эпикуреизма являются сам Эпикур и Лукреций Кар.
Огнеподобность души - общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а
эпикурейцы - основу ощущений. У стоиков на первом плане - разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев - ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир - вот что для эпикурейцев представляет главный интерес.
1) все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий;
2) человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;
3) мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание человеческого, все остальное, в том числе идеально-мыслительное замыкается на чувственную жизнь;
4) боги безразличны к человеческим делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире).
5) для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие
телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим и другим противостояниям).
СКЕПТИЦИЗМ
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Бытие выступает во всем многообразии своей текучести (вспомните Гераклита): вроде бы и есть что-то определенное, но оно тут же исчезает.
1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; подлинная философия скептицизма - молчание;
3) следуйте "миру явлений", сохраняйте внутренний покой.

10.Специфика и основная проблематика западноевропейской средневековой философии.
Философия средних веков охватывает период с 5 по 15 века. Этот период тесно связан с христианством. Основные вопросы связаны с проблемой Бога, что отражало тенденцию философии к сакрализации (сближение с религиозным учением) и морализации (сближение с этикой).
Философия определяется следующим:
• библейским традиционализмом, ретроспективностью;
• особым значением экзегетики - искусством правильного толкования и разъяснения положений Завета;
• тенденцией к назидательству, учительству;
• теоцентризмом - Бог в центре мира;
• креационизмом;
• субъективизмом.
В этот период утверждалась идея бессмертия души. Появились понятия: «Личный Бог», «Личная Любовь», «Индивидуальное бессмертие», «Грехопадение». Подлинная история – это история взаимоотношений человека и Бога.  Бог заранее предрешает судьбу мира /провиденциализм/, Он – создатель всего /принцип креационизма/. Человек – это слепое оружие в руках Бога, он лишь выполняет божественную волю. 
Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики.
Бог – высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека – в познании Бога, инструмент познания – душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие Бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который Бог не может вмешаться. Значит Бог не имеет отношения ко злу. Бог – абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло – отсутствие добра. Чем дальше человек от Бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле – основа волюнтаризма (воля – на первом месте, стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более популярным и доступным. Спасение - в руках человека (он волен выбирать добро).
«Град Небесный» и «Град Божий»
Град земной» и «Град Небесный» — символическое выражение двух видов «любви», борьбы эгоистических («любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. 
Будущие граждане Божьего Града не имеют человеческой мудрости. Главная их черта — благочестие. Они понимают истинного Бога, ожидая в будущем высшей награды — права принадлежать к Божьему Граду в обществе святых и ангелов, поэтому они не основывают городов и государств — они странники на этой земле.
Но тогда возникает вопрос — так как история и конец обоих Градов предрешены — существует ли свобода воли у человека?

При всей внутренней цельности средневековой философии в ней чётко выделяются этапы патристики (1- 6 века) и схоластики (11 - 15 века).
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. Августин Блаженный является крупнейшим представителем эпохи патристики.
В самой патристике выделяется три этапа:
1) апологетика (II-III вв.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения, ее представители назывались  апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.
Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного сознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
2) классическая патристика (IV-V вв.), систематизировавшая христианское учение;
3) заключительный период (VI-VIII вв.), стабилизировавший догматику.

Схоластика представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.       Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития:
1) ранняя форма (XI-XII в.в.);
2) зрелая форма (XII-XIII в.в.);
3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).
Главная отличительная  особенность схоластики состоит в том,  что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. Фома

0

2

11Схоластика.Спор об Универсалиях.Проблема соотношения разума и веры
Эпоха схоластики известна спором реалистов и номиналистов.
Реализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, а не единичные предметы, существующие в чувственном мире.
Номинализм: универсалии существовали до вещей – это мысли, идеи в Божественном разуме.
Ведущим было учение реализма, номинализм стоял в оппозиции.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. Термин  "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам,  общие понятия - только имена;  они  не обладают  никаким  самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования  некоторых  признаков,  общих для целого ряда вещей.
ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский вывел пять причин наследственных зависимостей /5 причин косвенных доказательств Бога/:
1. перводвигатель
2. первопричина
3. признание Бога как не случайности /или как необходимость/
4. Бог – эталон
5. первоцель

Аквинский полагал, что истиной обладает теология, но она основывается на философии, более того, положения теологии нуждаются в философском обосновании. Знания обладают определенной ценностью, но более всего человеку необходима вера, потому что человеческий ум слишком слаб и ограничен, чтобы познать божественное, но для укрепления веры человеку необходимы знания. Особое внимание Аквинский уделял человеческой душе. Он считал нормальным соединение души и тела  в человеке. Бестелесная душа создается Богом для человека индивидуально, чтобы потом соединиться со своим воскресшим телом после Страшного Суда. Цели Земной жизни – Служение Богу. Обладая свободой воли, он сам делает выбор между добром и злом.

Этика Аквинского
Вечное Право – это совокупность правил, составляющих божественное руководство миром.
Естественное Право – дано всем живым существам, в т.ч. Человеку.
Человеческое Право – законы общества и государства.

12.Формирование антропоцентрического типа философствования. Гуманизм и социально-философские воззрения эпохи возрождения.
Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра – Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
• Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
• Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

• Гуманизм (от латинского гуманос–человечный) – есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный – о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

13.Натурфилософия эпохи возрождения(Н.Кузанский,Д.Бруно)

Николай Кузанский(1401-1464). Был епископом и кардиналом. Получил схоластическое образование. Знал труды Платона, Аристотеля, А.Августина, Ф.Аквинского. Занимался математикой, естествознанием, философией. Идеи его были передовыми для его времени и не были поняты современниками. Новые идеи, преданные через старые, схоластические понятия, утрачивали новизну(идея об единстве и борьбе противоположностей высказана Н.К., но автором считается Гегель). Н.К. использовал математические приемы в своих доказательствах.

Идея бесконечности. Бог един и всемогущ. Как соотнести единое и бесконечное в одном понятии? Представим, что Бог–это окружность. Она имеет диаметр (нечто конечное, единичное). Увеличивая окружность до бесконечности мы добьемся того, что диаметр будет стремиться к бесконечности. Мир тоже бесконечен.
Изучая проблему Бога, Н.К. пришел к выводу, что природа, мир и Бог–одно и тоже (идея пантеизма, всебожия). Изучая Бога, необходимо изучать и природу, по его трудам(природе) можно познать Бога. «Ученое незнание» – несоответствие между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к которой он стремится.

Процесс познания по Н.Кузанскому

Он выделял три виды ума:
- чувства (низший инструмент познания, даже животные обладают чувственными познаниями. Чувственное познание ограниченно).

- рассудок (рассудок упорядочивает чувственное познание. Чувства и рассудок – это инструмент для познания природы)

- разум (это инструмент для познания Бога. Его познать невозможно, к пониманию Бога, истины можно лишь приблизиться). 

Дж. Бруно
Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. «Пантеизм» = «пан» (все) + «теос» (Бог).
Если Бог – это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое.  Процесс познания по Дж. Бруно:
Выделял следующие виды ума:
- чувства
- рассудок
- разум
- ум
Познание – это процесс достижения истины. Ум основан на эксперименте, с помощью него можно познать истину (Бога).
Пантеизм (Бог везде и нигде)
Манада (основная субстанция Бытия)
Диалектика Дж. Бруно (одна противоположность есть начало другой)

14.Общая характеристика философии нового времени.Проблема метода познания в учениях Ф.Бекона и Р.Декарта. Развитие эмпирической и рационалистической методологии в философии.
Новое время – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.
Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании
На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии: 
1. Эмпиризм  - направление в теории познания которое признает чувственный опыт  как  единственный источник знаний.
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность  ощущений  и
представлений, величина мира = величине опыта. 
б)  материалистический  (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний  мир. 
2.  Рационализм  (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки,  признает  разум источником познания и критерием его истинности.

15.Субъективный идеализм Д.Беркли и Д.Юма
, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.
Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не можем «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения – это лишь феномены психики. Это означает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Зерно истины в этих рассуждениях заключается в том, что восприятия человека действительно относительны и зависят от его субъективного состояния. 
Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И.Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.
Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или «идей».

Английский философ Дэвид Юм (1711 – 1776) на вопрос «Существует ли внешний мир?» отвечал: «Не знаю». Ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя. Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт же Юм трактовал, как поток впечатлений, причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. То, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но это – чисто психологический фактор. Отсюда Юм делал вывод о невозможности познания объективного характера причинности. Он утверждал, что источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера.

16.Общая характеристика философии эпохи просвещения. Социально этические воззрения просветителей.

Вольтер(1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при
этом признает существование бога-творца.правда, это скорее неотделимый
от природы принцип действия.Критикует дуализм, говорит, что душа и
мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул
принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения
и опыт. Говорил, что есть некие конечные причины, и опыт говорит о
существовании высшего разума, архитектора вселенной.

Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце
жизни - республика. Считал, что деление общества на бог и бед
неизбежно. Боролся против религиозного фанатизма. Ход истории не есть
воля божества, а изменение идей.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание ---
сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи.
Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного
договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится
роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная
конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой
подчинено развитие и общества,  и природы.

17.Французский механистический материализм эпохи просвещения.

Зачинатель фр мат. - Жульен Офре де Ламетри.(1709 - 1751) в
общей форме высказал почти все идеи, кот. были затем развиты Гельвецием,
Дидро, Гольбахом.
Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с
движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой
корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к
чувствительности или к ощущению.
Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши
ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным
в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое
же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал человека
как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его
мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с
элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и
роль выдающихся личностей.

Наиболее систематическим выразителем ф. учений фр. мат. стал
Поль Анри Дитрих Гольбах. (1723 - !789) Самое крупное его произведение -
"Система природы", в написании которой приняли так же некот участие Дидро,
Нэжон.
В основе этого трактата мысль о сводимости всех явл. природы к разл
формам движения материальных частиц. в своей совокупности образующих
вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя
с присущим ей св-вом движения. Мат. процессы - явл. строго необходимыми,
случайность и целесообразность исключается. Учение о необходимости
распространяется и на человека. Материя  состоит из неизменных и
неделимых атомов, свойства которых --- протяженность, вес, фигура,
непроницаемость.
Из действия и противод. всех существ получается ряд движений, подчиненных
постоянным и неизменным законам. Различаются 2 рода движения: 1.движ.
масс, благодаря кот. тела переносятся с одного места на другое; 2.
внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.
Г. доказывает универсальность движ. в природе. Сущность прир. в том,
чтобы действовать. Прир получила свое движ от себя самой (никаких первотолчков), ибо прир есть великое целое вне кот. ничто не может сущ. Движ. есть необход. способ сущ. материи.

Учение о прир. получило развитие в работах Дени Дидро (1713 - 1784).
Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли  все
изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и
умирает. Глубже всех понимал природу движения, различая внешнее
(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).
Материальную субстанцию рассматривает вместе с единым атрибутом
движение и формами его существования пространство-время.

18.Теория общественного договора(Гоббс,Локк,Руссо)
По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.    В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.   
3) Джон Локк об общественном договоре.                                                             Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704). В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства. Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.
Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. народ творит законы, меняет их, принимает новые.

19.Критика познавательных способностей человека в философии И.Канта. Этическое учение И.Канта.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал
ректором университета , писал свои труды и умер в 1804.  Он был не только
фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт.
" Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88 и
"Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика
(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств
и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.
Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни
понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам
теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание сущ - это
математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но
это не есть знание  о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы
формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и
доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе
обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди
белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание
он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по
своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в
форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не
дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем  2.как возм они в теорет
естествознании  3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и
нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир
жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода,
бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть
истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
"практического разума". Практический разум --- человек если не
приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере
хорошим гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к
политике, то есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы
против этого --- гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм .

20.Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте.

Философские взгляды  Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права».
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются  схемой   ТЕЗИС->АнтиТезис->Синтез
• «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,
• «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),
• «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон:  с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к  действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

21.Объективный идеализм немецкой классической философии(Гегель,Шейлинг)
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.
В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.
В практической философии Ф. Шеллинг решает вопросы социально – политического характера развития истории. Философ выделяет три вида истории:
Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового  строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.
В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию                какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю,  личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
• субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
• объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

22.Диалектика Гегеля.
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической.

23.Антропологический материализм Феирбаха.
Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал  Людвиг Фейербах.
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:
• единственно существующими реальностями является природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем  не уничтожаема;
• все, что нас окружает (предметы, явления) есть  различные проявления материи.
В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог – порождение сознания человека;
• мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
• Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;
• религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
• корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

24.Возникновение и сущность марксистской философии.
Основными системообразующими принципами являются следующие :
--- принцип единства и целостности бытия как развивающейся
универсальной системы, включая все формы действительности от
объективной (материя) до субъективной (мышление).
--- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по
отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;
--- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень
соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;
---- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном
диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и
разрешение противоречий;
--- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на
основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не
только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной
стоимости и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель
и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит
практике Практика есть единство субъективного и объективного, сознания
и бытия, опредмечивания и рапредмечивания.  Для Маркса объект --- это
предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,
гос).Действительность берется не созерцательно,  а в форме приложения
человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики:
обработка природы людьми(материально-производственная деятельность) и
обработка людей людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся
общественная жизнь является практической. Практика связала теорию
исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как
сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий,
то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего
мира  в форме образа предстоящей практической деятельности.

Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание
общества есть основа всех общественных наук типа социологии. Исходный
пункт: основа любого человеческого общества --- добывание средств к жизни.
Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при
производстве своей жизни, который облекается надстройкой - политико
юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош возникает
на определенном этапе развития производственных сил. когда есть
соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для
развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн
отстают, то это почва для социальных революций.
Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,
религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и
организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит
укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий
возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис.
Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач,
революционный переход о одной ощественно-экономической формации к
другой.


25.Западноевропейская философия середины и конца 19 века.
позитивизм, прагматизм, иррационализм.
философия жизни.
Философский позитивизм.
Данная ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм – есть преимущест-венно социальная ф-фия. Осно-воположниками этой ф-фии яв-ляется Кант и Спенсер, поэтому социология вытекает из позити-визма. Основная работа: «Курс позитивной ф-фии» Канта. глав-ной задачей новой ф-фии и яв-ляетя создание эволюционной ф-фии общества исключающей революции (ф-фия револютивиз-ма). По сути дела револитивизм в качестве противопложника мар-ксистской ф-фии, которая обос-новывает необходимость рево-люционных преобразований об-щества. Каковы исходные поло-жения данной ф-фии. Главным объектом ф-фии является не мир в целом, а человечество как еди-ное целое. Человечество является высшим существом и существом мистическим, где существуют два противоположных мира. Мир разума и мир чувств, поэтому необходимо обосновывать синтез между двумя этими мирами. В этом синтезе ведущим началом должен быть мир разума те, в новых условиях повторяется положение , что миром правят идеи. Прогресс общества опреде-ляется умственным прогрессом – базис общества – это есть обра-зование и наука – это есть все-общий дух пораждается челове-чеством. В то же время сущест-вует и проблема деформации всеобщего духа – это деформа-ция «замутнение всеобщего ду-ха». Происходит посредством революции, т.к. революции раз-рушают структуру единого чело-веческого организма. Обоснова-нием необходимости позитивной ф-фии было объяснено 3-мя ос-новными стадиями развития че-ловечества: 1) теологическая стадия 2) метафизическая – это стадия современного человечест-ва. Это тяготение людей к демо-кратии, либерализму, к абстракт-ным формам мышления и др. 3) позитивная – которая сменяет вторую. Человечество живет в переходе от 2-й к 3-й стадии че-ловечества. Метафизическая стадия базируется на основе на-ук. По сути дела позитивизм яв-ляется источником науки управ-ления – менеджмента. Энергети-ка – наука о самоорганизации. Теория систем (2-я пол ХХв) и теория системно-структурного анализа. Вывод: 1) позитивизм является выражением прежде всего синтеза всех наук, ф-кие науки.  2) позитивизм также яв-ляется источником возникнове-ния многих наук: социология, энергетика, теория систем и др. Итак, позитивизм выразил в высшей форме законы развития человеческого разума примени-тельно к самой человеческой жизни.

Философский иррационализм.
Данная ф-фия является противоположной позитивизму. Философский иррационализм – это 1) критика абсолютизации роли человеческого разума в развитии общества. 2) Иррационалисты считают, что чрезмерная вера в человеческий разум ведет к стремлению людей полностью познать законы общества, что в принципе невозможно. 3) Рационализм подталкивает людей к коренному изменению общества, хотя позитивизм тоже был против революции, но иррационалисты увидели в аппозитивизме возможность революции. Иррационалисты считают, что и Марксизм и позитивизм как 2 разные формы иррационализма являются скрытым источником зла.
Основные положения ф-фии жизни: Главным объектом своей ф-фии иррац. Как и позитивисты считают единое человечество, поэтому иррационализм скрыва-ет другую сторону жизни едино-го человечества. Противоречие между миром разума и миром чувств в принципе неразрешимо и поэтому существует только определенное «снятие» этого противоречия. Итак, противо-речие между миром разума и чувств разрешается волей жизни. Поэтому данная ф-фия и называ-ется ф-фией жизни. Если брать все человечество, то оно пред-ставляет из себя в сущности хаос, т.к. человечество есть ничто иное как бесконечное кол-во различ-ных воль. Т.е. в рамках единого человечества не существует еди-ного источника воли. Отсюда зло в жизни общества неискоренимо и является вечным спутником человечества. Отсюда главным свойством человека является пессимизм, т.е в сущности чело-век – вещество пессимистиче-ское. Из этого положения 2 ос-новных варианта выхода:1) за-ключается во внутренней работе человека надо собой и финалом этой работы должна быть выра-ботка безмятежности. 2) В реали-зации волей во вне за счет попы-ток людей установить опреде-ленных реорганизаций в общест-ве.

0


Вы здесь » answer » Ответы всё в одном » 1-10


Создать форум. Создать магазин